Госконтракт! Возможны ли дополнительные работы?

         Итак, вы выиграли конкурс и заключили государственный контракт на строительство. Однако, в процессе выполнения работ выяснилось, что ряд мероприятий, необходимых заказчику, сметой и контрактом не предусмотрены, и требуются дополнительные работы. Выполнять их или нет? Имеете ли вы право отказаться? Что делать, если невыполнение дополнительных работ приводит к невозможности надлежащего завершения в срок и сдачи основных работ? Оплатит ли заказчик дополнительные работы, и в каком размере? От ответов на эти вопросы зачастую зависит благополучие организации-подрядчика.

     Какие нормы права регулируют этот вопрос: 

1. Согласно п.2 ст.767 ГК РФ любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом. А случаев таких не слишком много. В силу ст.34 ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта указывается, что цена контракта в большинстве случаев является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.95 вышеназванного Федерального закона. А именно, в следующих случаях:

1.1.  если объем работ и итоговая смета увеличивается не более, чем на 10% от первоначальной цены госконтракта. При этом увеличение объема работ должно происходить по предложению заказчика (например, когда проект дополнительного соглашения направлен заказчиком) и допускается только в случае, если сама возможность такого изменения изначально была заложена в контракте и конкурсной документации. Нужно учитывать, что по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги;

1.2. если произошло изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

1.3. если изменение условий долгосрочного контракта (сроком более 3х лет),  заключенного для обеспечения федеральных нужд / нужд субъекта федерации / муниципальных нужд, произведено на основании решения Правительства Российской Федерации / правительства области / администрации муниципального образования соответственно. Проще говоря, добиться изменения госконтракта на основании указанной нормы не слишком реально.

    Совет № 1: Проверьте, попадает ли Ваш случай в перечень ситуаций, предусмотренных статьей 95 вышеназванного Федерального закона, когда условия госконтракта могут быть изменены дополнительным соглашением. Если попадает, добивайтесь подписания Заказчиком дополнительного соглашения. Если не попадает, или государственный заказчик отказывается от подписания дополнительного соглашения, делать дополнительные работы не следует. Кроме случаев, когда их результат Вы готовы подарить. 

Помните, что даже подписанное дополнительное соглашение не всегда гарантирует оплату дополнительных работ. Если сама возможность подписания такого дополнительного соглашения прямо не предусмотрена законом, оно может быть проигнорировано судом, и денег по нему Вы не получите.

      Если без дополнительных работ невозможно завершить основные.

Особняком стоит сложная ситуация, когда подписать дополнительное соглашение не представляется возможным в силу закона или по причине отказа государственного заказчика, однако, без проведения дополнительных работ не возможно и выполнить основной заказ.

Если Вы оказались в таких обстоятельствах, Вам необходимо руководствоваться положениями  ст.743 ГК РФ, в соответствии с которой подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

    Совет№2: Обо всех необходимых дополнительных работах нужно как можно быстрее письменно сообщить государственному заказчику путем вручения соответствующего уведомления его уполномоченному представителю под роспись. Если вручить уведомление не получается, необходимо направить заказную телеграмму по адресу заказчика, указанному в госконтракте, с уведомлением о вручении и фиксацией текста отправления. Такое уведомление вынудит заказчика принимать решение о возможном увеличении объема работ, и поможет избежать включения подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков в связи со срывом сроков выполнения работ.

      Кстати, уведомлять о дополнительных работах нужно не только при выполнении государственного контракта, но и любого другого договора строительного подряда.

Однако, в отличие от договорных отношений между частными лицами, госконтракт регулируется существенно жестче (см. п. 1 настоящей статьи). Поэтому, простое уведомление о необходимых дополнительных работах в данном случае, хоть и усилит ваши позиции в спорных ситуациях, но вовсе не обязательно решит проблему. И вот почему.

В данном случае имеет место противоречие двух норм права: право подрядчика приостановить работы, предусмотренное ст. 743 ГК РФ, и его обязанность выполнить госконтракт во что бы то ни стало и по твердой цене, предусмотренное Федеральным законом «О государственной контрактной системе».

Эта коллизия рассмотрена в Постановлении Восемнадцатого Апелляционного Арбитражного суда от 08 июня 2015 года (Дело № А47-9211/2014, № 18АП-4029/2015), в котором суд встал на сторону Подрядчика. Позиция суда свелась к тому, что для взыскания стоимости дополнительных работ, не предусмотренных государственным контрактом, Подрядчику необходимо будет доказать, что дополнительные работы направлены на достижение того же результата, что и заключенный государственный контракт, и без их выполнения достижение результата работ, изначально согласованных при заключении контракта невозможно. Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации (Дело № 308-ЭС14-2538) от 21 января 2015 года и Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2011 года (Дело N А40-62571/08-22-543, № 09АП-8581/2011), где подрядчик не смог доказать необходимость выполнения дополнительных работ.

Рассматривая этот спор, суд попытался найти справедливое и юридически верное решение проблемы. Однако, необходимо помнить, что постановление арбитражного суда второй инстанции еще не является сложившеся практикой, позволяющей с уверенностью судить о результатах других аналогичных дел. В целом же судебная практика сейчас складывается не в пользу частных лиц, суды при любой возможности активно защищают бюджет.

      Совет № 3. Убедитесь, что выполнение дополнительных работ действительно необходимо для достижения первоначального результата, и без них выполнить госконтракт не получится. Запаситесь доказательствами вышеназванного факта.

         И последнее.

Совет № 4. Еще до заключения государственного контракта тщательно проверяйте всю техническую документацию и изучайте «фронт работ», чтобы по возможности исключить возникновение ситуаций, описанных в этой статье.